Ведете ли вы какие-то виртуальные диалоги с другими художниками, вообще есть ли художники, которые вам близки и которых вы, возможно, считаете своими визави?
Елена: Кто вызывает интерес, если брать из поколения старших, то, думаю, это концептуалисты. Нам ближе, конечно, московские концептуалисты, поскольку у нас общее прошлое. И хотя у нас с ними совсем разные вещи, они нам интересны, через них хорошо читается эпоха. Как писал Борис Гройс, социалистический реализм – это сырье типа нефти, и только после концептуального переосмысления его можно предъявить в качестве искусства. Что-то в этом роде… И вообще концептуалисты – американские, Гордон Мата Кларк, это интересно. Из нынешних художников, уже классиков, – Фрэнсис Алюс, Сантьяго Сьерра, интересны некоторые с украинской сцены. Например, Никита Кадан, серьезный художник. Он несет некую ответственность за ситуацию и предъявляет ее. Хотя, конечно, художник никому ничего не должен, но это зависит от самого художника, каждый сам на себя взваливает эту ответственность. Я не буду называть, кто не нравится конкретно, но мы называем некоторые вещи популярными на международных выставках – это декоративно-политическое искусство. То есть те, которые используют политические моменты только для того, чтобы предъявить их в съедобной декоративной форме.
Давайте вернемся к нашим реалиям. Выставка в ГМИ РК им. Кастеева, я понимаю, безусловно, важна, но все-таки как вы лично ее позиционируете, что она для вас значит, что это за явление?
Елена: Мы пока готовились к этой выставке, перелопатили несколько вариантов экспозиции, уже мысленно пережили и такую экспозицию, и этакую… Но главное, что у нас все-таки не было такой большой персональной выставки здесь в Алматы, да и, в общем-то, нигде, потому что выставки за рубежом в основном групповые.
Виктор: Если и были персональные выставки в Милане в галерее Лауры Булиан, то это небольшое галерейное пространство, вмещающее несколько проектов.
Елена: Да, музей – это другое, но я не знаю, насколько наш музей отвечает идее показа современного искусства, по своему устройству и предназначению. Хотя из интервью директора Гульмиры Шалабаевой видим: у нее есть такое желание, чтобы там было современное искусство. Наш музей как институция существует, и неплохо бы было там что-то показать, но для показа contemporary art он не совсем приспособлен, это не его задача. А если говорить по сути, то, конечно, хочется, чтобы люди посмотрели выставку. Мы выставим наши работы, и будет какой-то отклик.
Какой-то headline, генеральная линия выставки у вас есть, что это за выставка, чем она отличается от других?
Елена:Тут главное – идея пространства: личное пространство, пространство города, степи, ощущение человека в этом пространстве и вообще пространство современного.
Виктор:Мы ведь даже от части работ отказались, для того чтобы выставка была более цельной. Тут важно еще показать ощущение какого-то одиночества в этом мире, как в работе «Обратная сторона пейзажа». Из городской среды человек виртуально перемещается в открытое, голое пространство.
Мы уже упомянули какие-то стержневые работы выставки, какие вы выделяете особым образом?
Виктор: Если говорить про выставку, то, конечно, «Художник спит». Лена ее по-своему оценивает, я немножко по-другому трактую. Это такой срез общества, и не только нашего, казахстанского, когда здоровые силы спят. Здесь не говорится о какой-то революции или чем-то подобном, просто они спят. Такой анабиоз. И это все движется: кто-то мыльные пузыри пускает, кто-то еще чем развлекается. И когда он проснется? Рано или поздно должен проснуться.
Елена: Основные работы, которые у нас будут это, конечно, «Базар», «Казахстан. Голубой период», «Фото на память», «В поисках разума», «Реориентация».
Виктор: Они хоть и вытекают из постсоветского пространства, но отражают и сегодняшнюю ситуацию.
Елена: Вообще, выставка описывает текущую постсоветскость, я бы так сказала. Потому что, может быть, многие считают, что с советским уже все покончено. Нет. Эта постсоветскость – длящаяся, она тянется и тянется. Фиксация момента, констатация, что другого времени пока нет.