— А как вы оцениваете «Дождь» с точки зрения акционера?
— «Дождь» пока не приносит прибыль инвесторам. Но последние два года мы живем, полностью окупая себя. И для России это успех. Я не думала, что «Дождь» станет общественно-политическим каналом, я просто пошла за думающей аудиторией, а она, в свою очередь, пошла за нами. В контексте закрытия многих независимых СМИ, давления на СМИ, когда нас хотели просто убить, добить, мы возродились как птица феникс. В этом смысле нас можно назвать успешным кейсом. Если посмотреть на телеканалы, не развлекательные как ТНТ, а новостные, никто даже близко не думает о прибыли. А мы себя кормим подпиской, что, опять же, редкость для России. Я считаю, это успех.
— Рассматривая историю создания телеканала «Дождь», скажите, задача, которую вы себе ставили в начале пути и сейчас, это разные системы координат?
— В начале было две причины. Первая – это сделать телеканал для людей, похожих на меня, переставших смотреть телевизор и переключившихся в Интернет. Я понимала, что умею работать с такой аудиторией, и эта аудитория коммерчески интересна для рекламодателей. Соответственно, это может быть хорошим бизнесом, и нам удалось сделать это с «Серебряным дождем». Он всегда был маленьким, но зарабатывал много. Он стал идеальным примером того, как делать продукт, который сам потребляешь, прибыльным, если ты занимаешься любимым делом. С телеканалом была похожая ситуация, я знала аудиторию и понимала, что она интересна рекламодателям. Поэтому план был сделать хороший продукт для определенной аудитории, у которого есть понятные бизнес показатели и цели. Но в процессе начал быстро меняться контекст, и мы менялись вместе с ним. Мы задумывались как телеканал, но сейчас мы – мультимедийная платформа. Это бренд, у которого есть разные способы доставки контента, чем дальше, тем он быстрее меняется, и все меньше похож на телеканал.
—Вы были готовы к тому, что «Дождь» может стать настолько популярным в регионах?
— Это было неожиданно, и не было моей сверхзадачей. Вдруг выяснилось, что аудитория соскучилась по свежему, настоящему телевидению. Рейтинг канала стал расти от месяца к месяцу, соответственно росли наши доходы, все было так, как я придумала. А дальше что-то произошло – либо я что-то сделала не так, либо так быстро поменялся контекст, – и все, что мы сделали, оказалось опасным. Все вдруг поняли, что на глазах выросло большое медиа, независимое, неподконтрольное, неподцензурное. И мы получили по башке. Нас сделали маленькими, но мы не умерли, не предали себя и продолжаем стоять на своих позициях.
— Как получилось, что у вас собралась молодая команда ведущих, к которой в начале относились с неким скепсисом? Почему вы не звали на телеканал медийные лица?
— В начале это была позиция, потому что люди из телевизора уже были укушены, скажем так, цензурой уже тогда. Было разделение, на какие темы можно говорить, на какие нельзя, появлялись черные списки, но это еще была, как мы шутим, кошерная ситуация, хотя НТВ к тому времени уже был много лет закрыт. Поэтому мы не хотели людей с большого телевидения.