***
НАРОДНОЕ
ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО
Ковроткачество является одним из самых древних ремесел восточных мастеров. Недаром ковры называли «красотой, сотканной из тайн». И чем больше слагалось легенд, тем больше приумножалась слава ковров, впитавших в себя дух народа-создателя. Несмотря на то, что техника ремесла была схожей, у каждого народа были скрыты свои секреты создания подобных шедевров. Стиль, орнамент, цвета, элементы декора – все это вливалось в единое целое – уникальный народный ковер, который невозможно спутать ни с чем подобным.

За тысячелетия своего исторического пути ремесло ковроделия достигло уровня искусства, причем искусства, поразившего весь мир. Время иной раз доказывает, что даже по истечении многих десятилетий и веков, настоящие ковры приобретают еще большую ценность. Поэтому ковроткачество и по сей день является не только бесценным памятником народного ремесла, его материальной сокровищницей и символом высокого духа, но и неисчерпаемым источником в изучении истории культуры.
01
Алма-Ата, Казахская ССР. 1974 год
Художественная композиция (эскиз) ворсового ковра
Художник: Хвостенко Иван Иванович

В 1974 году эскиз был одобрен на «отлично» Художественно-Техническим Советом министерства легкой промышленности СССР в Москве, после чего по данной композиции был соткан ковер в единичном экземпляре, который располагался в Министерстве Обороны СССР. Впоследствии, поступил государственный заказ о выходе ковра в массовое производство, которым руководило предприятие «Алма-Ата Кiлем».

Советский период нашел смелое отражение в ковроткачестве – начиная с 40-х, 50-х годов такие ковры были настоящим символом достатка. Это было веяние времени, которое новой волной способно возродить свои исконные традиции прикладного искусства. В первую очередь, это возрождение ворсового ковроткачеста.

В композициях ворсовых казахских ковров используются самые различные орнаментальные мотивы и изображения. Бордюрный орнамент в казахских коврах называется «шет ою», границы между отдельными фигурами – «ара-гуль», мотив – «жоргем тор» – жгутовый или шнурковый орнамент. Каймы бывают из 4-5 узких и широких полос.
02
Алма-Ата, Казахская ССР. 1981 год
Художественная композиция (эскиз) ворсового ковра
Художник: Хвостенко Иван Иванович

Эскиз также был одобрен на «отлично» Художественно-Техническим Советом министерства легкой промышленности СССР в Москве. Позже по художественной композиции был соткан ковер в единичном экземпляре, который располагался в Доме Приемов Алма-Аты. Через некоторое время поступил государственный заказ о выходе ковра в массовое производство, которым также руководило предприятие «Алма-Ата Кiлем».

Техника изготовления тканых ковров практически не изменилась за многие века. Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткут только вручную, красят шерсть натуральными красителями и скрупулезно работают над орнаментами. Только так может получиться настоящий ковер.

Ковер всегда составлял основу ремесленного ткачества казахов. Именно поэтому Казахский ковер – это искусство, возникшее из вдохновенного источника казахского духа, из глубин души и света прекрасных женщин этого мужественного народа. Тайна казахских ковров в загадочной связи орнаментальной гаммы с вселенскими тайнами. Для пояснения достаточно упомянуть, что при изучении названий ковровых орнаментов выясняется глубина их значения, теряющегося в тайнах Вселенной.

03
Зангилан, Азербайджан. Начало 20 века
Ковер Карабахская группа. Шерсть, ворсовая техника.
При создании использовалось 9 цветов: черный, красный, желтый, белый, коричневый, темно-синий, золотая охра, зеленый и красно-коричневый.

Этот ковер ручной работы высокого качества соткан из пряжи, окрашенной натуральными красителями. Он отлично сохранился до наших дней. Поле кофейного цвета заполнено тремя большими ромбовидными медальонами, устроенными вдоль вертикальной оси. Кроме того, центральное поле представляет собой стилизованные мотивы животных и птиц.

Начиная с 1927 года, в Азербайджане сформировалась централизованная система ковроткачества. В советское время мастера сумели концептуально развить ковроткачество Северного Азербайджана. В те времена в регионах ковроткачество было традиционным занятием, в домах ткали ковры. Создавались артели, посредством которых для экспорта ковров была сформирована централизованная система управления. Губинские, Ширванские ковры были и в те времена. Кроме всего прочего с созданием производственного объединения «Азерхалча» открылись новые рабочие места.
04
Шуша, Азербайджан. 1826 год
Ковер «Рустам и Зохраб». Карабахская группа. Шерсть, ворсовая техника.
При создании использовалось 8 цветов: светло-коричневый, красный, желтый, черный, белый, светло-зеленый, оранжевый и розовый.

Ковер ручной работы высокого качества соткан из пряжи, окрашенной натуральными красителями, имеет хорошую сохранность.

На данном полотне показано сцена из стихотворения «Шах-наме» Фирдоуси. Поле цвета слоновой кости демонстрирует встречу Рустама и его сына Зохраба. Композиция повторена дважды вдоль поля и отделена изображением дерева, на котором нарисованы птицы. Такие иллюстрированные узоры были очень популярны в Карабахе, особенно Шуше. Оранжевая кайма украшена цветочными узорами, характерными для ковров Карабаха. В целом, для среднеазиатских ковров характерно включение в ковровые композиции стилизованых и реалистичных изображений животных, пейзажа и даже отдельных сюжетов. Среди них – деревья, горы, равнины, мотив девять холмов, изображения солнца и луны, диких животных, птиц.

05
Агдам, Азербайджан. Конец 19 – начало 20 века
Килим. Карабахская группа. Шерсть, безворсая техника.
В основе три пряди из толстой шерсти белого и коричневого цвета. Всего применено 8 цветов: светло-красный, светло-зеленый, желтый, сиреневый, белый (хлопок), черный, яркий синий и темно-зеленый.

Этот ковер ручной работы высокого качества соткан из пряжи, окрашенной натуральными красителями, имеет отличную сохранность.

Красное поле представляет композицию из больших ромбов, заполненных геометрическими мотивами пальметты. Желтая центральная кайма демонстрирует узор, называемый «килим гюлу». Она окаймлена узкими полосами со взаимообратными или зазубренными узорами. В главной части ковра заметно изменение цвета «абраш».

Про развитие в Азербайджане ковроткачества сообщали Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт. При Сасанидах (III-IV вв.) в Азербайджане ковроткачество развивается еще шире, ткались ковры из шелка, золотых нитей. Албанский историк Моисей Каланкатуйский (VII в.) писал про шелковые ткани и разнообразные ковры, сотканные в Азербайджане. Производство ковров из золотых и серебряных нитей, украшенных драгоценными камнями в XVI-XVII вв. принял традиционный характер.
06
Тертер, Аербайджан. Середина 20 века
Килим. Карабахская группа. Шерсть, безворсая техника.
В основе три пряди из шерсти: 2 белых и 1 коричневого цвета. В целом, использовано 9 цветов: светло-красный, изумрудный, розовый, белый, вино-красный, желтый, светло-зеленый, черный, оранжевый.

Ковер ручной работы высокого качества соткан из пряжи, окрашенной натуральными красителями, имеет отличную сохранность.

Центр черного поля украшен большим красным ромбом. Вверху и внизу поля сотканы половины центрального медальона. Медальон заполнен геометрическими цветочными и другими растительными элементами. Узоры медальона повторены в половинках медальона. Лстальная часть поля заполнена стилизованными цветами. Кайма состоит из трех полос. Широкая розовая центральная кайма заполнена классическими шестиугольными элементами, называемыми «килим гюлю» («цветок килима»). Их цвета чередуются в контрастных комбинациях.

В Карабахе широко распространены ковровые комплекты - гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов. Карабахские ковры имеют богатейшую красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служил кошениль.
07
Дагестан. Кайтаг. Конец 18 века
Вышитое панно. Конопляная ткань, шелковые некрученые нити.
Полотно ручной работы высокого качества соткано из пряжи, окрашенной натуральными красителями, имеет отличную сохранность.

Самые ранние из сохранившихся образцов кайтагских вышивок относят к концу 17 и началу 19 века, хотя существовали они на протяжении веков. Создавали их только в Кайтагском районе, занимающем центральную часть дагестанского горного массива, и поэтому во всем мире они так и называются «кайтагские», ценившиеся как самые изысканные на всем Кавказе. Назначение вышивок не ясно. Полагают, что они служили в качестве завес на стенные ниши или же покрывала. Бытует мнение, что их использовали и от «сглаза», накрывая люльку с младенцем, а перед незваными гостями еще и переворачивали на изнаночную сторону, усиливая магическое действие изображенных на ней знаков – кругов, вихревых розеток, спиралей.

Основой изделий служила чаще всего конопляная ткань «пача», реже использовали хлопчатобумажную. Ткани из конопли были настолько распространены, что ими и платили дань, и торговали с другими странами. Вышивали шелком, некручеными нитями, шитьем вприкреп, дополняя его тамбурным или стебельчатым швом. А характер узоров, встречаемых на панно, говорит о принадлежности народа к кочевой культуре.
08
Северный Таджикистан. Ура-Тюбе. Середина 19 века.
Покрывало Сюзани. Хлопок, шелк.
Полотно ручной работы высокого качества окрашено натуральными красителями, имеет отличную сохранность. Вышивка также ручной работы. Сюзани из Ура-Тюбе многообразием растительных мотивов напоминает разросшийся сад, отражая народные представления о рае.

Вышивка широко использовалась в традиционном быту народов Средней Азии. Мастерством вышивальщицы владела практически каждая женщина. Особенностью многих вышивок было плотное заполнение пространства узором. Большие панно предназначались для приданого невесты и назывались «сюзани» («игла»). Область их распространения приблизительно совпадала с территорией нынешнего Узбекистана и Северного Таджикистана.

Изготовлялись сюзани по традиционной технологии: полосы хлопчатобумажного полотна ручного ткачества сметывались, затем мастерица по наброскам наносила от руки узор, после чего полосы разделяли и начинали вышивать; по окончании работы ткань снова сшивалась. Для вышивок использовали многоцветный шелк, окрашенный натуральными красителями.

Сюзани играло особую роль в свадебном обряде – под ним вели невесту в дом жениха. В будни вышивки висели во внутренних помещениях, а на праздники их выносили наружу, развешивая во дворе и на оградах домов, создавая приподнятую атмосферу. É
Article: Étage Magazine
Date: May, 2016