— Журнал называется «Этаж». Не знаю, какое место нам отведут: на первом этаже или на последнем, но хочется поговорить о серьезных и важных вещах. Человек за пределами Казахстана не знает, кто такой Ермек Турсунов. Начинает искать в Гугле. Кстати, ты не гуглил себя?
— Было одно время. Потом надоело.
— А помнишь, однажды я спросил тебя о призах, а ты сказал: « У меня столько этих наград было, что сейчас Оскар в качестве орехокола подойдет». А сейчас, положа руку на сердце, если твоя картина получит «Оскар», что-нибудь изменится?
— Нет, честно говоря, ни «Оскар», ни каннская «Ветвь», ни «Лев», ни «Медведь». Когда уже наездишься, вдруг понимаешь – это ведь не соревнование, не турнир.
— Согласен, кино – это не спорт.
— Одно дело, когда в тебе соревновательный дух. Я таким кино заниматься не хочу. Потому что глупо говорить, что Бетховен лучше, чем Моцарт. Этот принцип не действует в кино, в литературе, в настоящей подлинной музыке. Поэтому, какой «Оскар»? Какая «Пальмовая ветвь»? В Каннах все обклеено постерами с «Безумного Макса», понимаешь? Я понял, акценты-то сменились, люди-то совсем запутались, система координат уже другая. Как Черчилль говорил: «Человек неполноценен, если он начинает, как революционер, но не становится консерватором». Я стал им и понял, что последним нобелевским лауреатом в литературе, которого я читал, был Орхан Памук. С трудом дойдя до середины его нобелевской книги, я отложил ее в сторону, взял томик Чехова и успокоился. Раньше было золото подлинное и проба настоящая, понимаешь? Сейчас пробу научились подделывать, и никто не замечает. А Бертолуччи, Феллини, Пазолини, Куросава, Чехов, Бетховен, Моцарт – насовсем. Даже Шакен Айманов насовсем.
— И тема закрылась?
— Надо себя уважать. Суфии говорили: «Мудрость приходит в дороге». А мы не знаем, куда идем, конечной точки нет. Ты «Оскара» получил, и это твой потолок? Такой низкий? Я не хочу превращать себя в медали, кубки, почетные грамоты от Президента.
— Ты предвосхитил мой следующий вопрос. Какое место в твоем самовыражении занимает зритель?
— Основное. Во-первых, зрителя надо уважать, не принимать его за идиота, говоря: «Посмотри, какая келинка Сабина». Если тебе удобнее разговаривать с ним на этом уровне, ради Бога, можете сесть в круг, захаркать все и разговаривать. Понимаешь, мы ведь не смеемся – мы ржем. Подлинный смех – умный, это юмор Жванецкого, Райкина. Если ты любишь своего зрителя, стараешься для него. Кино – это диалог, тебе хочется поделиться наболевшим. А если ты зрителя не воспринимаешь, считай, памятник при жизни себе поставил, вылил на себя сто тонн бронзы: «Мне не интересно ваше мнение».
А что тогда тебе интересно, кроме тебя самого?