EMPAQUETAGE
NATIONALE


В РАМКАХ НАРОДНОСТИ ЛЮДИ СКЛОННЫ ВЕРИТЬ НЕ ТОЛЬКО В МАТЕРИАЛЬНОЕ. В АБСТРАКТНОМ ИЛИ ВЕЧНОМ УСОМНИТЬСЯ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, ПОСКОЛЬКУ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО ДОКАЗЫВАТЬ. НОВЫЕ ПОКОЛЕНИЯ ПЕРЕНИМАЮТ УКЛАД ЖИЗНИ, СИСТЕМЫ КООРДИНАТ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ, НЕ ЗАДАВАЯСЬ ВОПРОСОМ «ПОЧЕМУ». СМЕЩАЯ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ, К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ «НАДО» ДОБАВИЛСЯ АБСУРД СОВРЕМЕННОСТИ. ВЫЯСНЯЯ СУТЬ ПОСЛЕДНЕГО, СТОИТ ПРИДАТЬ НОВУЮ ФОРМУ УЖЕ ЗНАКОМОМУ ПРЕДМЕТУ, РАСКРЫВАЯ ИСТИННЫЕ СИМВОЛЫ И ЗНАЧЕНИЯ.
Культ коня
Впервые лошади были одомашнены на территории современного Казахстана. Сегодня они условно поделены на несколько категорий: скакуны, которых не принято закалывать, рабочие и соғым (мясо). Если в 30-е годы в Казахстане имелось более трех миллионов голов скота, то в связи с поднятием целины и распашкой пастбищ их число уменьшилось вдвое. В 90-х произошел резкий спад количества лошадей до 900 тысяч, при этом до сих пор каждый год на убой уходит около 150 тысяч.

Без углов
По назначению юрты делились на жилые, парадные, походные. По числу канатов (крыльев) определялась их вместимость: 3 — қараша үй (из черного войлока), 6 — ақ үй (из белого войлока), 12 — ақ орда (белая крепость), 30 — алтын орда (золотая крепость). Торжества обычно проводились в 6–8-канатных обильно украшенных юртах. Сегодня их стоимость варьируется от 200 тысяч тенге за 3-канатную до 20 миллионов за ханскую юрту, тогда как аренда колеблется от 50 до 300 тысяч тенге.

Черный куб
Изначально Mercedes-Benz G-class разрабатывался как военный автомобиль для иранского шаха Мохамеда Пахлави. В 1979 году появился первый Gelandewagen. За это время принадлежащий компании Daimler AG австрийский завод Magna Steyr выпустил 200 000 экземпляров внедорожника. Когда охрана Бориса Ельцина пересела на «Гелендваген», данная модель почти сразу стала неотъемлемым атрибутом «авторитетного» имиджа.

Титовы дети
Свидетельство о существовании тюбетейки было найдено в культуре XV-XVI веков. Головной убор в казахской культуре — один из сакральных предметов одежды, определяющих сохранение энергии. Абай писал: «Что толку, если, обернув голову чалмой, совершая моления, человек небрежен?» Его слова-назидания — боль по отсутствию нравственности и просвещения в народе. «Кто отравил Сократа, сжег Жанну д'Арк, закопал пророка в останках верблюда? — Толпа. Она безрассудна. Сумей направить ее на путь истины».
В ползвука
В XIX веке музыка освобождается от цепей религии и обряда и начинает развиваться как самостоятельное творчество. Тогда и появился айтыс — импровизированное песенное состязание на домбре. На тоях жыршы (сказители) исполняли древние сказания и легенды. Диаметрально противоположен последней традиции современный той-бизнес — один из немногих способов коммерческого успеха для артиста.

Калиф на час
Свидетельство о существовании тюбетейки было найдено в культуре XV-XVI веков. Головной убор в казахской культуре — один из сакральных предметов одежды, определяющих сохранение энергии. Абай писал: «Что толку, если, обернув голову чалмой, совершая моления, человек небрежен?» Его слова-назидания — боль по отсутствию нравственности и просвещения в народе. «Кто отравил Сократа, сжег Жанну д'Арк, закопал пророка в останках верблюда? — Толпа. Она безрассудна. Сумей направить ее на путь истины».
Хранилище судного дня
Сундук—один из символов преемственности поколений казахского народа. В наше время активно используется «қолсандық». Небольшой по объему (50х30х20 см), он предназначался для хранения различных предметов будущей невесты. Для традиционного приданого родители собирают бытовую технику, мебель, постельные наборы, посуду, корпе, гардероб на четыре сезона и обувь. Так как расходы на сбор полного приданого превышают 1–3 миллиона тенге, зачастую для этой цели оформляется кредит.

Во имя
Жертвоприношения у казахов проводятся не только по традиционному поводу. До сих пор существует «тасаттық» — в период засухи собираются десятки семей, чтобы вместе принести в жертву барана и вызвать дождь. Но деление барана всегда связано с представлениями о трех мирах. Так, голову нельзя трогать, пока жив отец. Если в семье растет мальчик, с девяти лет он становится не только свидетелем, но и закалывает скот вместе с отцом.

Kuieu belgi
По данным Фонда ООН, в Казахстане от побоев и истязаний в семье погибает более 500 женщин в год. Подтвердилось неравноправие: в казахских семьях, где мужчина чаще занимает главенствующее место в семье, насилие распространено шире. Ему подвергаются как молодые келин (невестки), так и давно состоящие в браке женщины. А в начале года поступил законопроект о декриминализации побоев в семье, в России его уже подписали.
Фотограф: Дамир Отеген
Арт-директора: Фариза Абдраимова, Сомерсет Карин
Стилист: Асель Абилхамит
Визажисты: Екатерина Дильман, Нелли Яковлева (Anny Wond Team)
Продюсеры: Камила Нарышева, Меруерт Жанадилова, Жанара Омарова

Выражаем благодарность АО «Казахфильм» за предоставленные реквизиты, @chiavari.kz за стулья и Самал Капасовой за участие в съемке.