ДШ: Но это не кукловод, который дергает тебя за нитки. Было бы слишком буквально воспринимать это так...
АД: Не в этом дело. Допустим, 11-е сентября, Холокост или геноцид армян. Если есть высший разум, это все должно быть целесообразно. И я думаю, что если высший разум допускает весь этот кошмар или считает его целесообразным, то он – абсолютное зло. Варианта два, они очевидны: Бог есть, и он творит зло осознанно, поскольку он – разум высший; или зло творят друг с другом люди, и никакого Бога не существует. Я выбираю второй вариант. И в этом варианте мне легко, просто и приятно стараться делать добро и не совершать зла.
ДШ: А чего ты боишься в таком случае?
АД: Хороший вопрос. Я боюсь змей панически, даже на экране мне их видеть неприятно. А других фобий, кажется, у меня нет.
ДШ: Я вижу твою активность в Фейсбуке, и ты реально там ничего не боишься. Я вижу смелого Дон Кихота, который всех мочит словом, как саблей.
АД: Ну, Дон Кихот, во-первых, был сумасшедшим, во-вторых очень часто все у него получалось не так, как он хотел. Нет, я не боюсь быть свободным в своих словах. Я боюсь бесчестия. Понимаю, это звучит как некая красивость, но на самом деле, для меня очень важно верить в целесообразность всего, что я делаю. Важно знать, что я работаю на ВГТРК и на Первом канале не потому, что у меня ипотека, – кстати, у меня нет никакой ипотеки, я вообще никогда в долг не брал. Не потому, что я хочу быть ближе к власти или обладать этой властью, не потому, что мне нравится быть популярным. Нет, я к этому, в известной степени, индифферентен. Иногда это приятно, но это никогда не было, и, надеюсь, никогда не будет для меня сверхзадачей. Я это делаю, потому что считаю, что в сегодняшних обстоятельствах в России разумный человек, который звучит в эфире федеральных каналов радио и телевидения - это скорее благо, чем зло. И если все разумные люди уйдут в подполье, а в эфире будут говорить только мерзавцы и лжецы, то это будет хуже, чем если иногда там будут появляться честные и умные люди. Я себе так сказал, и я в это верю, а кто-то скажет - самооправдание. Но я действительно боюсь, панически, сделать нечестную вещь, боюсь причинить зло другим, боюсь лицемерия и фальши. Всегда стараюсь быть честным, с самим собой в том числе. Наверняка, не всегда это у меня получается, но я очень к этому стремлюсь.
ДШ: Я всегда удивляюсь твоим подробным, дословным, до последнего знака, объяснениям своей точки зрения людям на Фейсбуке. Откуда у тебя берутся силы?
АД: Как я сказал, я легко формулирую - это умение, которое меня кормит, и я не вижу ничего плохого в том, чтобы постоянно его тренировать. Если люди ко мне обращаются – на улице, например, у меня часто спрашивают дорогу или задают какой-то вопрос, – я всегда останавливаюсь и подробно показываю как и куда пройти. Я не вижу разницы между этим и Фейсбуком, ну, то есть, бывают вопросы, которые очевидно не требуют ответа, являются риторическими, являются просто выражением хамства, неуважения – я на них стараюсь не реагировать.
ДШ: Ты даже каждому боту отвечал – я помню, как на тебя набросились двести человек, ты каждому подробно ответил. Это фантастическое умение…
АД: Я хочу верить, что ботов не существует, а есть люди. Каждый человек заслуживает внимания, реплики в ответ, разговора. У меня пятьдесят тысяч подписчиков на Фейсбуке, пятьдесят тысяч! Из них комментируют меня, включая самых сумасшедших, допустим, сто человек, может быть, двести. Все остальные – подписчики, значит, они просто читают; есть шанс, что они читают. Я разговариваю с теми, кто читает, не с теми, кто пишет, не желая слушать ответа, а с теми, от чьего лица эти, возможно, боты, или сумасшедшие, или злодеи пишут. И все. Моя задача - попробовать, будучи честным, объяснить почему я что-то делаю или говорю.
ДШ: Нужно обладать огромной уверенностью в том, что ты прав.
АД: Да, у меня есть один колоссальный недостаток, он же моя волшебная сила, супер-способность. Я всегда прав.
ДШ: Вот мы и нашли супер-способность Антона.
АД: Да, эта моя супер-способность. Я всю жизнь стеснялся об этом говорить, даже друзьям, хотя никому из них не удалось меня переубедить в этом и найти ситуацию, в которой я был бы неправ. Не в смысле, что я пророк – я стараюсь будущее не предсказывать. Просто в любых житейских или более глобальных ситуациях я всегда прав. У меня не было момента заблуждения, когда я влюбился во что-то, а потом понял, что это было ничтожеством. И в людях я не разочаровывался. Я не говорил себе: «Этот человек пустой, раньше он мне казался классным, а потом я узнал, что он пустой». Поэтому ощущение собственной правоты у меня есть. Я помню, когда на моего любимого режиссера Фон Триера как-то раз в Каннах наехали очень жестко, он ответил: «Я лучший режиссер в мире, что хочу, то и делаю», – примерно так. Я его потом спросил: «Ларс, вы правда верите, что вы лучший режиссер в мире?» И он мне так мягко, замечательно совершенно ответил: «Знаете, я вижу в этом инструмент. Я себе говорю, что я лучший в мире, и это мне помогает стремиться к тому, чтобы быть лучшим». Точно так же я себе говорю, что я во всем прав не потому, что я самоуверенное чмо, это помогает мне быть ответственным за свои слова и поступки. И говорить, и писать только те вещи, в которых я действительно уверен. Я не помню, чтобы меня кто-то поймал на слове, но когда-нибудь, может, поймают.
ДШ: Это очень интересно. Я очень рад, что мы с тобой сегодня встретились и поговорили. Потому что чаще всего ты вещаешь о другом, а о тебе было очень интересно разузнать. Спасибо тебе огромное.
АД: Спасибо.
ДШ: Если честно, у меня было две мечты, и я недавно это понял – что хочу взять интервью у двух людей: у Казарновского и у тебя. Одна из них уже исполнилась.
АД: Ну, хорошо. Так и вторая, думаю, осуществится.
ДШ: Интересно, что я об этом подумал, и тут же мне звонят из «Этажа» и говорят, что хотят сделать интервью со мной и с тобой. Я говорю: "Слушайте, я сам хотел у Антона взять интервью, можно так?" Они говорят: «Ну, давай».
АД: Хорошо, слушай, хорошо, что это кому-то нужно