— Маргарита, ты основала Cosmoscow в 2010 году, чем тогда была ярмарка современного искусства для России, и с чем был связан последующий перерыв?

М — К моменту, когда прошла первая ярмарка Cosmoscow, в Москве уже существовали другие ярмарки, и идея возникла из того, чтобы сделать ярмарку по-другому, исходя из собственных представлений о том, как это должно быть.

Первый выпуск Cosmoscow был успешным по многим параметрам. Например, с точки зрения галерей-участников это был очень удачный год, потому что выставлялись десять участников Базеля, а это некий стандарт качества. Перерыв был в основном связан с тем, что первый год проходил на бывшей фабрике Красный Октябрь. Потом владельцы этого пространства изменили свои планы и реорганизовали его. После этого мы искали подходящую площадку. Кроме того, все это время мы занимались анализом первого опыта. Я много общалась с российскими и западными галеристами, старалась понять, чем они руководствуются, участвуя в той или иной ярмарке в мире, какие цели преследуют, чего ждут от этих событий. Примерно через два с половиной года мы встретились с Сандрой и поняли, что у нас может быть интересная история. Я рада, что Сандра пришла в нашу команду. Она хорошо знакома с международной арт-сценой, знает и любит современное искусство.

— Вы с Сандрой дружили до того, как начали работать?

М — Мы были знакомы, она работала в Christie's, занималась развитием российского рынка. Идея возникла случайно, но нам показалось, что это может стать плодотворным сотрудничеством. Более плотное общение началось в процессе обсуждений и подготовки. Кстати, для возобновления проекта для меня к определенному моменту сложились некоторые важные предпосылки.

Во-первых, была такая история: мы общались с российскими галеристами, собирались и обсуждали необходимость ярмарки для России. Лена Селина, в том числе, была одним из инициаторов, она сейчас состоит в экспертном совете ярмарки, курировала два года подряд некоммерческую программу. Затем у меня к возникла договоренность с Манежем о проведении Cosmoscow на их площадке в прекрасном историческом здании в центре Москвы, и примерно в то же время у нас возникла идея продолжать этот проект при участии Сандры.

— Сейчас вы с Сандрой производите впечатление «мы с Тамарой ходим парой», как мы с Мадиной раньше (смеется). Конечно, Сандра базируется в Швейцарии, ты в Москве, летаете обе очень много, но сейчас, мне кажется, у вас сложился тандем.

М — Так и должно быть, проект масштабный, требует большого личного внимания и сил. Очень непросто двигать эту историю, как сказала Оля Свиблова «в немного странное время». У нас есть некое разделение: Сандра больше общается на Запад, что логично, я больше погружена в местный контекст. Но это разделение условное, потому что Сандра с большим интересом работает с российской арт-сценой, то же самое можно сказать обо мне, я хорошо знакома с программами многих международных галерей. Частые поездки на ярмарки и биеннале во всем мире помогли мне узнать многих международных художников.
— Довольны ли вы результатами прошедшей ярмарки?

С — Да, мы очень довольны результатами, потому что год был, конечно, непростой даже с точки зрения геополитической ситуации. Мы стремились поднять планку, так как поле успеха 2014 года у всех были очень высокие ожидания. По словам галеристов, посетителей и партнеров, мы превзошли результаты прошлого года..

— Как участник могу это подтвердить. К тому же, скептический настрой некоторых в отношении места проведения не оправдался, и, как оказалось, Гостиный Двор даже чем-то привлекательнее Манежа. Как состав участников изменился по сравнению с предыдущим годом?

Мариана Гогова, Маргарита Пушкина, Сандра Недвецкая
С — В этом году у нас был достаточно большой фокус на российские галереи из регионов, и мы пытались как можно больше представить постсоветское пространство - срез лучшего из того, что есть у нас в современном искусстве. Среди участников прибавились несколько новых молодых галерей из Грузии, Казахстана и Литвы... Также в этом году присоединились известные лондонские галереи, что очень приятно - Blain Southern и Rosenfeld Porchini.
Экспозиция выставки «Глазами коллекционера»: образцы
советской мебели 1960-х годов
на стенах работы Шерри Левин,
Яна Массейса, Марка Гротьяна, Ричарда Аведона.
— Так как ярмарка современного искусства - событие коммерческое, интересно узнать про продажи?

С — Когда международные галереи принимают решение участвовать в новых ярмарках, они строят планы на 2-3 года вперед. Первый раз часто имиджевый, с целью войти на рынок и познакомиться с новыми коллекционерами и институциями. Наши иностранные участники были довольны не только продажами, но и качеством публики, стендов, организацией и общей атмосферой на ярмарке.

— В этом году вы вновь провели аукцион Off White в поддержку фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца», на котором выставлялись работы молодых художников. Как зародилась эта идея и какие выгоды приносит такая необычная синергия?

С — С момента основания Фонда, мне посчастливилось вести аукционы в его поддержку и в роли попечителя, я в постоянном поиске возможностей собрать средства и поддержать Фонд. Когда мы решили вместе работать над ярмаркой, я предложила Рите совместить искусство и благотворительность и создать в рамках Cosmoscow аукцион Off white. Идея изначально возникла по аналогии работы над аукционом Christie's 11th Hour в пользу фонда Ди Каприо, и я подумала, почему бы не создать аналогичную платформу с современными российскими, казахстанскими, украинскими художниками.

М — Синергия. Первое главное слово. Почему аукцион вместе с ярмаркой?

Идея курированного аукциона важна для привлечения дополнительного внимания к творчеству актуальных художников, позволяет подтвердить и закрепить статус искусства как серьезной и профессиональной деятельности. Потому что у нас пока не так много возможностей, у нас не так много институций и музеев современного искусства, по сравнению со многими странами в мире, у нас проходит не так много по-настоящему международных выставок, то есть на нашей территории в конце концов не так много и галерей и коллекционеров.

И проведение аукциона при поддержке Christie's в пользу такого известного фонда как Naked Heart foundation – это большое событие. И реальная возможность для молодых художников попасть в поле зрения серьезных коллекционеров.
«МЫ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО ОТНОСИМСЯ К ЗНАЧЕНИЮ ГАЛЕРЕЙ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОНЯТНО, ЧТО ЭТО ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ И ВРЕМЕНИ, И НЕ ТОЛЬКО У НАС,
ВО ВСЕМ МИРЕ»
— Галерея – это коммерческая институция, тем не менее, основная ее функция - продвижение художников, которое уже, в том числе, подразумевает продажи. Пегги Гуггенхайм вырастила целую плеяду гениальных художников. Как вам кажется, насколько эти функции выполняются российскими галереями?

М — Галерист - это продюсер. Он находит талант, выращивает, продвигает, создает условия, организует выставки. Но он и несет ответственность за конечный результат, то есть должен обладать необходимой эрудицией, опытом, знаниями, быть экспертом в области современного искусства. Только так он может разглядеть потенциально интересного художника.

Мы очень серьезно относимся к значению галерей и их деятельности. Понятно, что это требует больших финансовых вложений и личного участия и времени, и не только у нас, во всем мире. У нас в стране уже есть галереи с международным именем и хорошей программой, такие как XL, Regina. Но появляются молодые новые энергичные галереи.

С — Действительно во всем мире все очень хорошие галереи, если ты не Pace, не Hauser and Wirth, преодолевают препятствия, им тяжело, потому что это их страсть, это их жизнь. Но у них это не проще, чем у нас, просто там есть инфраструктура.

Стенд Frolov Gallery
Работа Анатолия Ганкевича «На домашнем поле»
— Действительно, рынок уникальный, соответственно методы и принципы работы особенные, обращает на себя внимание ваша попытка делать фокус не только на продажи, но и на некоммерческий патронаж.

С — Изначально, когда мы решили возобновить Cosmoscow, хотелось с одной стороны создать коммерческую платформу для галерей – как часть инфраструктуры, экосистемы, рынка, которая была необходима. При этом мы обе коллекционируем уже очень долгое время, и мы с Маргаритой решили, что можем дать возможность молодым художникам. Мы обратились к экспертам, Елена Селина курировала специальную программу, где представлены художники из регионов, и международные журналисты сразу отметили и группировку ЗИП, которые создали наше кафе, и Ивана Горшкова, и Илью Долгова. Также важно участие других некоммерческих институций, например, фонда Смирнова и Сорокина. Московский Музей Современного Искусства тоже представил свой стенд и образовательную программу. Также существует патронская программа Cosmoscow для четырех победителей. Это имеет двоякое воздействие, во-первых, таким образом поощряется коллекционирование, с другой, художник получает финансовую и и менторскую поддержку патрона в течение года.

Работа Александра Дашевского
Anna Nova Art Gallery


— Какие новые молодые имена обнаружили в этот раз?

С — Над аукционом мы работали с Настей Митюшиной из Гаража, и в этом году мы нашли несколько художников. Один из них Николай Ищук, прекрасный художник и фотограф, который работает в Лондоне, одна из его работ была продана на аукционе. Сергей Кищенко, автор великолепного проекта, связанного с коллекцией злаковых Академика Вавилова, - красивые, чувственные фотографии. Тоже одна работа продалась на аукционе. Что касается победителей нашей патронской программы в 2015 году, то ими стали Евгений Антуфьев, Илья Долгов, Иван Новиков и Светлана Шуваева. Некоторые работы Светланы приобрел в свою коллекцию наш партнер банк Credit Suisse, что, конечно, очень значимо.
Стенд Восточной галереи,
в центре работа Сергея
Карева "Схватка",
по периметру работы
Леонида Ротаря
— Какие самые громкие продажи в этом году? Самые интересные?

С — Мы знаем, что большинство участников, в том числе Rosenfeld Porchini и Blain Southern остались довольны.

М — На стендах почти всех российских галерей были продажи, были и такие, кто окупили стенды на самом открытии ярмарки. Один из важных моментов – это коллекционеры, как существующие, так и потенциальные, которых удалось привлечь на ярмарку и познакомить с галеристами и художниками.

— Что вы коллекционируете сами и приобрели ли что-то в личную коллекцию?

С — До того, как я начала работать с Ритой, заниматься Cosmoscow, я коллекционировала больше западное искусство: от Базелица до Кристофера Уильямса, Мэтт Сандерс, работы представителей итальянского арте повера, немецкой группы Zero 60-х годов, и современных художников. Все они достаточно минималистичны и между собой перекликаются, создавая определенную гармонию.

М — Моя коллекция началась в 2000-х годах, когда я увлеклась современным искусством. Помимо работ западных художников, среди которых Трейси Эмин, Виктор Мунис и другие, значительное место занимают произведения русских современных художников, как известных (Павел Пепперштейн, Семен Файбисович, Константин Звездочетов, AES+F), так и молодых, которые я собирала путем долгого изучения и исследования, в процессе личного знакомства с их творчеством. В настоящее время коллекция пополняется в основном засчет работ молодых, но многообещающих русских художников, среди которых Таус Махачева, Анастасия Рябова, Евгений Гранильщиков, Сергей Сапожников, Александра Паперно. Я много общаюсь с ними в процессе подготовки ярмарки, в том числе некоммерческой и патронской программы.

— Как вы считаете, насколько в России развита практика коллекционирования искусства?

С — Как говорит мой муж, когда ему было 10-12 лет, и его спрашивали про дом, он говорил: « У нас в гостиной стоит мебель садовая, зато на стенах висит Пикассо и старые мастера!» Это культура жить с искусством, в Европе есть традиция. В семьях, которые изначально собирали, дети могут коллекционировать уже совершенно другие течения в искусстве, но это продолжается, обмен культуры жизни с искусством и уважения к нему.

М — По многим критериям у нас страна с богатой культурой, но при этом существовали лакуны, связанные с советским периодом. Однако сейчас мы видим, что есть большой рост интереса к современному искусству. В том числе со стороны коллекционеров. Люди здесь очень быстро учатся.

— Сейчас Cosmoscow – единственная ярмарка современного искусства в России, но если говорить о международных, какие вы сами ярмарки посещаете?

М — В основном, это, конечно, Basel, Frieze и Fiac, которые без сомнения относятся к разряду certain fairs. Еще интересная ярмарка ARCO в Мадриде. Во-первых, у нее всегда потрясающая некоммерческая программа, она проходит при поддержке испанской королевской семьи и к тому же у них в следующем году юбилейная 35 ярмарка, и известный испанский куратор Maria de Corral курирует 35 стендов галерей. Кроме того на ярмарку в Мадрид приезжает большое количество коллекционеров и зрителей из Латинской Америки. Их объединяет общий язык, испанский.
По роду деятельности мы довольно хорошо представляем специфику ярмарок во всем мире, знаем все их отличительные особенности.

С — Еще ездили на Armory, Independent.. Многое зависит от директора ярмарки, директор FIAC за последние 10 лет полностью изменила ярмарку, добавила туда нового, молодого, идейного…

М — Если говорить про азиатский регион, то у нас много общего в плане перспектив развития и значения для России c ярмаркой Арт Дубаи, которая активно развивается, за время своего существования сильно повлияла на рост интереса к современному искусству в своей стране и соседних странах, и за годы ее существования там появилось немало музеев и новых галерей, и помимо коллекционеров она привлекает также большое количество туристов.
Считается что и FRIEZE в Лондоне с момента своего основания очень сильно и непосредственным образом повлиял на превращение города в мировой центр современного искусства.
«ПО МНОГИМ КРИТЕРИЯМ У НАС СТРАНА С БОГАТОй КУЛЬТУРОЙ, НО ПРИ ЭТОМ СУЩЕСТВОВАЛИ ЛАКУНы, СВЯЗАННыЕ С СОВЕТСКИМ ПЕРИОДОМ»
— Когда вы путешествуете, что с собой берете? Вы всегда очень стильно выглядите, какие бренды вы предпочитаете?

С — Сейчас, так как мы помогаем молодым художникам, я стала также поддерживать молодых дизайнеров. Это бренд Gembalies, основанный моей подругой, их одежда действительно создана для женщины в искусстве, занятой, она мультифункциональная, удобная - надев каблуки, сразу выглядишь шикарно, мы живем в быстром потоке и ритме, постоянно переодеваться не успеваем, нужно что-то очень хорошего качества, видное, яркое, красивое. Если есть настроение сверкнуть и отличиться, то выбираю марку Stella Jean.

М — Сейчас такое время, что я не успеваю следить за модой, это тоже творческий процесс. У меня превалирует классика: Saint Laurent, Chloe, Celine.

— Осенью собираетесь на какие-то большие выставки, события?

М — Жду с нетерпением открытия Луиз Буржуа в Гараже. Это обещает стать неординарным событием. Мы пока не часто видим в Москве выставки художников с такими именами, а Луиз самая великая женщина-художник 20 века.

С — Мы поедем в Баден-Баден на открытие большой ретроспективы Андреаса Гурски в музее Фридер Бурда в начале октября. Также примечательна выставка "В поисках 0,10" Малевича в фонде Бейелер. Нужно отметить, что и Фонд Бейелер и музей Бурда – одни из самых любимых пространств в Европе, где безупречная современная архитектура живет в тандеме с выдающейся выставочной программой.