— Какие самые громкие продажи в этом году? Самые интересные?
С — Мы знаем, что большинство участников, в том числе Rosenfeld Porchini и Blain Southern остались довольны.
М — На стендах почти всех российских галерей были продажи, были и такие, кто окупили стенды на самом открытии ярмарки. Один из важных моментов – это коллекционеры, как существующие, так и потенциальные, которых удалось привлечь на ярмарку и познакомить с галеристами и художниками.
— Что вы коллекционируете сами и приобрели ли что-то в личную коллекцию?
С — До того, как я начала работать с Ритой, заниматься Cosmoscow, я коллекционировала больше западное искусство: от Базелица до Кристофера Уильямса, Мэтт Сандерс, работы представителей итальянского арте повера, немецкой группы Zero 60-х годов, и современных художников. Все они достаточно минималистичны и между собой перекликаются, создавая определенную гармонию.
М — Моя коллекция началась в 2000-х годах, когда я увлеклась современным искусством. Помимо работ западных художников, среди которых Трейси Эмин, Виктор Мунис и другие, значительное место занимают произведения русских современных художников, как известных (Павел Пепперштейн, Семен Файбисович, Константин Звездочетов, AES+F), так и молодых, которые я собирала путем долгого изучения и исследования, в процессе личного знакомства с их творчеством. В настоящее время коллекция пополняется в основном засчет работ молодых, но многообещающих русских художников, среди которых Таус Махачева, Анастасия Рябова, Евгений Гранильщиков, Сергей Сапожников, Александра Паперно. Я много общаюсь с ними в процессе подготовки ярмарки, в том числе некоммерческой и патронской программы.
— Как вы считаете, насколько в России развита практика коллекционирования искусства?
С — Как говорит мой муж, когда ему было 10-12 лет, и его спрашивали про дом, он говорил: « У нас в гостиной стоит мебель садовая, зато на стенах висит Пикассо и старые мастера!» Это культура жить с искусством, в Европе есть традиция. В семьях, которые изначально собирали, дети могут коллекционировать уже совершенно другие течения в искусстве, но это продолжается, обмен культуры жизни с искусством и уважения к нему.
М — По многим критериям у нас страна с богатой культурой, но при этом существовали лакуны, связанные с советским периодом. Однако сейчас мы видим, что есть большой рост интереса к современному искусству. В том числе со стороны коллекционеров. Люди здесь очень быстро учатся.
— Сейчас Cosmoscow – единственная ярмарка современного искусства в России, но если говорить о международных, какие вы сами ярмарки посещаете?
М — В основном, это, конечно, Basel, Frieze и Fiac, которые без сомнения относятся к разряду certain fairs. Еще интересная ярмарка ARCO в Мадриде. Во-первых, у нее всегда потрясающая некоммерческая программа, она проходит при поддержке испанской королевской семьи и к тому же у них в следующем году юбилейная 35 ярмарка, и известный испанский куратор Maria de Corral курирует 35 стендов галерей. Кроме того на ярмарку в Мадрид приезжает большое количество коллекционеров и зрителей из Латинской Америки. Их объединяет общий язык, испанский.
По роду деятельности мы довольно хорошо представляем специфику ярмарок во всем мире, знаем все их отличительные особенности.
С — Еще ездили на Armory, Independent.. Многое зависит от директора ярмарки, директор FIAC за последние 10 лет полностью изменила ярмарку, добавила туда нового, молодого, идейного…
М — Если говорить про азиатский регион, то у нас много общего в плане перспектив развития и значения для России c ярмаркой Арт Дубаи, которая активно развивается, за время своего существования сильно повлияла на рост интереса к современному искусству в своей стране и соседних странах, и за годы ее существования там появилось немало музеев и новых галерей, и помимо коллекционеров она привлекает также большое количество туристов.
Считается что и FRIEZE в Лондоне с момента своего основания очень сильно и непосредственным образом повлиял на превращение города в мировой центр современного искусства.