Канадский фотограф и путешественник Кристофер Хервиг проехал более 30 000 километров по дорогам бывших республик Советского Союза, чтобы запечатлеть малые архитектурные формы социалистического искусства — автобусные остановки. На создание книги-альбома о советских автобусных остановках фотограф потратил 12 лет, выпустив издание в сентябре 2015 года.
О своей любви к ним и путешествиям Кристофер рассказывает Étage.

В далеком 2002 году я решил объехать Европу на велосипеде – из Лондона в Санкт-Петербург. Поставил перед собой задачу: делать по одному удачному снимку каждый час. Что снимать, было неважно, главное, чтобы было интересно. Эти
3000 километров через Латвию, Литву, Эстонию и Россию заставили меня замечать детали: граффити, дымовые трубы, сады, одежду на веревках, людей, ждущих местный автобус. Эта длинная дорога положила начало моей навязчивой идее. Так была снята эта остановка близ Ниитсику. Я не поверил тому, что она могла простоять здесь с советских времен. Фантастический дизайн – деревянный паук из стеклянных окон, я такого никогда раньше не видел.

Кристофер Хервиг
Фотограф
DISPUTED REGION
OF ABKHAZIA/
PITSUNDA
В 2003 году я направился в Алматы, и в течение трех лет исследовал пять бывших советских республик Центральной Азии. Набор стереотипов здесь присутствовал: бетонные постройки, обилие водочных напитков, возвышающиеся статуи Ленина. Но наряду с этим я заметил своеобразные «чудеса», бросавшие вызов советским устоям. В Канаде, откуда я родом, автобусные остановки – не предмет искусства, они абсолютно идентичны. Но в постсоветских республиках многие остановки были уникальны, креативны, и даже немного сумасбродны.

У каждой автобусной остановки, с которой мне довелось столкнуться, я наблюдал творческое видение ее автора. Они заставили меня понять, что Советский Союз – не клише, к которому мы привыкли на Западе. За железным занавесом не просто жили миллионы людей, они любили, мечтали, всеми силами расширяли доступные границы творчества и пытались поделиться им с согражданами.

KAZAKHSTAN/
TARAZ
Мое любопытство росло, и на протяжении многих лет я выезжал снова и снова, путешествуя по всей Восточной Европе и Кавказу, выслеживая лучшие образцы автобусных остановок. Парадокс в том, что совсем невыгодно изучать остановки, разъезжая на автобусах, поэтому я старался пользоваться услугами такси. Большинство таксистов, к моему удивлению, были несколько смущены тем, что я был заинтересован в старых остановках, и старались быстрее проехать эти места, будто не замечая их. Возможно, это не смущение, а удивление, для них это совершенно обыденная часть их повседневного пейзажа, привычная для них реальность. Водители смущались, когда я выскакивал из машины, чтобы сфотографировать что-то, что для них было неприметной частью пейзажа.
Как и большинство действий в Советском Союзе, стандартизация дизайна, в том числе и остановок, была обязательна. Разработка осуществлялась организацией «Союздорпроект» – «Союзное дорожное проектирование», затем утверждалась в Москве. На свой страх и риск большинство дизайнеров предпочитали избегать стандартных конструкций и вместо этого искали уникальные индивидуальные решения.
Как и большинство действий в Советском Союзе, стандартизация дизайна, в том числе и остановок, была обязательна. Разработка осуществлялась организацией «Союздорпроект» – «Союзное дорожное проектирование», затем утверждалась в Москве. На свой страх и риск большинство дизайнеров предпочитали избегать стандартных конструкций и вместо этого искали уникальные индивидуальные решения.
Региональные советские остановки часто отражают сочетание советского социалистического искусства и яркого местного колорита. Например, в Кыргызстане есть автобусные остановки в форме национальных головных уборов — колпаков. Так же могут быть проиллюстрированы символы города или региона. Дороги и автобусные остановки могли помочь подчеркнуть чувство присутствия в той или иной локации, и, как результат, повлиять на узнаваемость и ассоциативность этого района или области. Но когда дело доходило до производства, творческий простор дизайнера позволял ему выбрать направление проекта и оценить свои возможности. Процесс проектирования подразумевал сотрудничество всех задействованных сторон — дизайнеры вносили идеи; за работой, как правило, наблюдал главный архитектор; а также в процесс вовлекались местные скульпторы, ремесленники и студенты-добровольцы.

Что сделало проект по-настоящему захватывающим: я никогда не имел ни малейшего понятия, что именно хотел бы найти здесь или что будет дальше. От берегов Черного моря до Алтайских гор с историей в десятки лет и расстоянием в более, чем 30 000 километров, изображения этих обыкновенных необыкновенных объектов представляют для меня сборник не только незабываемых поездок, но и оживление героев-незнакомцев — авторов шедевров ушедшего века.
armenia/
echmidazin
На сегодняшней спорной территории Абхазии, бывшей в составе Советской Республики Грузия, Зураб Церетели сконструировал проект автобусных остановок на шоссе в окрестностях Гагры и Пицунды — советской версии французской Ривьеры. В конце 1960-х он был одним из пионеров, положивших начало остановочному дизайну. «У нас был комитет — архитектурный и строительный совет - и я предположил, что эти остановки не должны ограничиваться лишь рамой, стеклом и сиденьем. Люди могли бы получать эстетическое удовольствие и скрасить свое ожидание очередного автобуса. Это должно было быть монументальным искусством в пространстве», — говорит Церетели.

«Если бы меня вновь попросили создать остановки, я бы сделал их не похожими на прошлые, потому что сейчас живет другое поколение, они строят другие дороги, они даже ходят по-другому. Нельзя повторяться, нужно открывать себя миру в соответствии с новыми изменениями.»
«Если бы меня вновь попросили создать остановки, я бы сделал их не похожими на прошлые, потому что сейчас живет другое поколение, они строят другие дороги, они даже ходят по-другому. Нельзя повторяться, нужно открывать себя миру в соответствии с новыми изменениями.»
armenia/
echmidazin
Этот проект будет способствовать привлечению большего внимания к советским автобусным остановкам. Что делает их такими особенными и уникальными? Я думаю, что это сочетание, которое большинство из нас на самом деле не ожидало увидеть от Советского Союза, такой диапазон индивидуальности или уникальности в публичных строениях. Это была возможность для художников создавать объекты такими, какими бы они хотели, чтобы они казались. И в этом случае автобусные остановки позволяют взглянуть на многообразие индивидуумов, живших во времена Советского Союза. У них были идеи и творческое начало.

Белорусский архитектор, автор и дизайнер более 100 остановок Армен Сардаров рассказывал о конкурсе проектов для архитекторов в советское время, когда технологические возможности были ограничены, а строительная отрасль настолько строго регулировалась, что ни о каком простое для творчества не могло быть и речи. «Самовыражение было невозможно. Это было время полного однообразия в архитектуре», — делится Армен.

Часто создание и дизайн остановки были в основной образовательной программе студентов архитектурного факультета как первые независимые проекты. А мотивацией к успешному выполнению задания служила свобода действий: максимум креатива и творчества, без запретов и правил. Главное, чтобы функциональность не была потеряна. Ольга Ушакова, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, вспоминала, что работы студентов были действительно уникальными и необычными, что не свойственно тому периоду времени: «Глядя на эти остановки, интересно наблюдать, как менялись мода, стиль и тенденции в течение десятилетий».
disputed region of abkhazia/
garga
Строились обычно остановки из материалов, которыми располагал регион, будь то камень, дерево, щебень, бетон или сталь. В Эстонии с ее огромными лесами мы видим в основном деревянные автобусные остановки. Невероятное разнообразие остановок подчеркивает огромное культурное и географическое разнообразие 15 республик, входивших в состав СССР.
Возвращаясь к вопросу о различиях остановок в разных советских республиках, в странах Балтии вы увидите гораздо больше графических фигур и меньше мозаики или живописи.
В Эстонии — больше деревянных автобусных остановок, в Армении много больших бетонных конструкций. В Абхазии же я наблюдал замысловатую мозаику, и очень представительные скульптурные конструкции. В Казахстане было много настенной живописи и своего рода пасторальных сцен. На Украине очень много мозаики и настенной живописи.


Мне очень понравилось фотографировать в Казахстане и Центральной Азии. Это регион, где мало ступала нога иностранного фотографа. Поэтому обнаружить потрясающего вида горы и озера, ущелья, каньоны и пустыни было невероятным для меня удовольствием. Мечта фотографа — попасть в живописные места, полные вдохновения. Одна из моих любимых остановок в Казахстане расположена вблизи Тараза. Она довольно простого дизайна, ассоциируется у меня с сидящей собакой. Но, конечно, не собака стала идеей автора, а минимализм, простые графические линии и геометрия — очень стильная и уникальная автобусная остановка. Большим потрясением было наткнуться на нее посреди безлюдной степи.

В Советском Союзе автомобили были роскошью, но система общественного транспорта была достаточно хорошо развита. Автобусные маршруты достигали даже самых отдаленных уголков страны. Каждый день одни и те же люди встречались в то же самое время на автобусной остановке, здороваясь, общаясь и обмениваясь последними новостями. Своего рода исторический архаизм, когда обыкновенная автобусная остановка могла выполнять в обществе огромную роль, будучи социальным пространством. Поэтому так важно было внести в остановку часть культуры, быта и души народа. Местные органы власти сами советовали художникам создавать подобные проекты, позже поощряя наиболее выдающиеся из них наградами и премиями.
Строились обычно остановки из материалов, которыми располагал регион, будь то камень, дерево, щебень, бетон или сталь. В Эстонии с ее огромными лесами мы видим в основном деревянные автобусные остановки. Невероятное разнообразие остановок подчеркивает огромное культурное и географическое разнообразие 15 республик, входивших в состав СССР.
Возвращаясь к вопросу о различиях остановок в разных советских республиках, в странах Балтии вы увидите гораздо больше графических фигур и меньше мозаики или живописи.
В Эстонии — больше деревянных автобусных остановок, в Армении много больших бетонных конструкций. В Абхазии же я наблюдал замысловатую мозаику, и очень представительные скульптурные конструкции. В Казахстане было много настенной живописи и своего рода пасторальных сцен. На Украине очень много мозаики и настенной живописи.

Мне очень понравилось фотографировать в Казахстане и Центральной Азии. Это регион, где мало ступала нога иностранного фотографа. Поэтому обнаружить потрясающего вида горы и озера, ущелья, каньоны и пустыни было невероятным для меня удовольствием. Мечта фотографа — попасть в живописные места, полные вдохновения. Одна из моих любимых остановок в Казахстане расположена вблизи Тараза. Она довольно простого дизайна, ассоциируется у меня с сидящей собакой. Но, конечно, не собака стала идеей автора, а минимализм, простые графические линии и геометрия — очень стильная и уникальная автобусная остановка. Большим потрясением было наткнуться на нее посреди безлюдной степи.

В Советском Союзе автомобили были роскошью, но система общественного транспорта была достаточно хорошо развита. Автобусные маршруты достигали даже самых отдаленных уголков страны. Каждый день одни и те же люди встречались в то же самое время на автобусной остановке, здороваясь, общаясь и обмениваясь последними новостями. Своего рода исторический архаизм, когда обыкновенная автобусная остановка могла выполнять в обществе огромную роль, будучи социальным пространством. Поэтому так важно было внести в остановку часть культуры, быта и души народа. Местные органы власти сами советовали художникам создавать подобные проекты, позже поощряя наиболее выдающиеся из них наградами и премиями. É
estonia/
kootsi


Interview: Étage group
Date: May, 2016