— Отлично, ты ранее упомянул, что вы не хотите быть очередной Tate. В чем отличие «Гаража» как институции?
— Мы очень молоды и динамичны как по возрасту сотрудников, так и по внутреннему сознанию, у нас нет приставок «главный» и «национальный», нет попечительского совета, которые может что-то диктовать, нет постоянной коллекции в её классическом понимании. Мы свободные и гибкие и можем быстро реагировать на происходящие процессы. Например, в наших планах была выставка украинских художников, которая в связи с политической ситуацией видоизменилась в дискуссию. Для нас это было очень важно: что бы ни происходило, культурный процесс должен быть объединяющим мостом, и эта дискуссия состоялась, художники высказали свою позицию и рассказали о дальнейших планах. Мы регулярно приглашаем к участию молодых художников. Вспомнить, например, выставку «do it Москва», ежегодный «Арт-эксперимент», международные конференции, инициированные «Гаражом». Все это происходит здесь и сейчас, с участием передовых специалистов из разных стран. Я считаю, что наш основной плюс.
— Что, по-твоему, мешает включению молодых российских художников в международный процесс?
— Отсутствие знания английского языка. У нас, например, оплачиваются курсы всем сотрудникам, начиная от службы безопасности, рецепции и заканчивая менеджерами на любом уровне. Незнание языка – это первый стопор. Второе – в России не принято ходить на выставки. Ты можешь не успевать посещать все галерейные выставки, это невозможно физически. Но допустим, если есть какая-то определенная зона интереса, то выставок по теме не так много, их можно успеть посетить. Пишутся рецензии международными и российскими журналистами, можно их прочитать. Чтение качественной критики – это уже хорошая база. Если скомпилировать два фактора – понимание происходящих процессов и английский язык, то дальше уже вопрос желания, существует школа Родченко, ИПСИ. Во всех этих институтах дают базовые знания. Можно ходить на бесплатные лекции Ирины Кулик и Саши Обуховой в «Гараж», смотреть записи этих лекций в YouTube на нашем канале – все это самый простой способ расширить свои знания, дополнить образование, потому что в России системно современное искусство никто не преподает, ты должен сам заполнять эти пробелы. Если мы касаемся молодых художников, то в России все делятся на группы, и это очень заметно, хотя в международной системе все по-другому. Да, внутри могут быть разногласия, галеристы будут ссориться друг с другом, по- тому что один в одном отборочном комитете, а другой в другом, музейщики будут бороться за качественные выставки, за произведения, спонсорские деньги, но вовне они будут позиционировать себя как очень монолитную структуру, которая продвигает общую идею доступности культуры, современного искусства, расширения границ, знания и просвещения. В России этого не происходит, и это вторая проблема. У нас как с художниками: эти учились у Родченко, эти в ИПСИ, эти левый дискурс, те хотят быть ближе к американской системе, другие себя ассоциируют с еще с кем-то. Все очень распределены, и это сильно влияет на всю систему, потому что единый вектор движения создать невозможно. Есть прекрасный художник – Евгений Гранильщиков, наш стипендиат, другой художник, Евгений Антуфьев, разрабатывал с нами грантовую программу, но их некуда отнести в общей системе. А есть Таус Махачева – заметьте, какой большой плюс ей дает английский, как ей легко общаться с приезжающими кураторами и как ей легко рассказать о себе.