Алена: В этом смысле мне, конечно, очень повезло. У меня была возможность много читать благодаря родителям. Или оказаться
в кабинете Людмилы Борисовны Волченко или Юрия Петровича Любимова. Или слушать, как Володя Высоцкий прописывает, дописывает последний кусок песни, или просто ходить на выставки художников. Я уже не говорю о музыке. Тут ты фанатеешь каждый день, причем все время от разных артистов. И здесь дистанция колоссальная. Можно сходить с ума от Rolling Stones, а потом влюбиться в Шопена. И еще, например, испытываю глубочайшее уважение к Анне Винтур. Я ее невероятно уважаю как профессионала, но фанатею я от Дианы Вриланд. Понимаете разницу? Видимо, мне ближе абсолютно безбашенная креативность, которая построена на «это нереально» и «это мое». А какая была Диана? Для нее все шло от вкуса и от видения наперед. Условно, а у Анны другая технология. Она более автоматизированная, но что-то в этом есть — что-то точнее просчитанное, промолотое, блистательное.
Étage: Поговорим о вашем детстве. Люди, на которых наши родители смотрели с экранов телевизоров, непосредственно участвовали в вашей жизни. Насколько этот культурный, образовательный, воспитательный фундамент повлиял на вас?
Алена: Я сейчас скажу очевидную вещь, но дети впитывают все абсолютно безусловным образом. Ты просто дышишь этим воздухом, видишь людей, слышишь разговоры. И ребенок никогда не анализирует. В лучшем случае я могла родителям сказать: «Я влюбилась в Володю Высоцкого». Я ношусь, мне 11 лет: «Мама, я не могу дышать, он ушел, я не могу делать уроки, мне плохо». И мама уже не знала, как меня разочаровать: «Ну, девочка, у него же гайморит все время. Он в нос говорит». Это, конечно, невероятно трогательно. Такая детская непосредственная реакция, или невероятная красота, или талант, ум. Или я помню, что кого-то очень не любила из родительских друзей. Я говорила: какой он противный и зачем вы его приглашаете. И было важно, чтобы родители рассказывали, почему он оказался у нас дома, что такое дом, что это за уровень ценза, когда человек пересек порог твоего дома. И будучи ребенком, я не могла понять значимости этого человека, но, что куда важнее, во мне уже во взрослом возрасте создалось совершенно определенное понимание моего дома. У меня дом с той же самой цензурной планкой. Понимаете? У меня была совершенно не светская семья, совсем не было никакой светскости. Походы в театр, кино, консерваторию никогда не считались светским занятием. Это было занятие нормального интеллигентного человека. Светскость тогда и сегодня — это две разные планеты. Я боролась с журналом «Сноб», они писали: «Алена Долецкая — светская львица». Я не львица и совсем не светская. Потому что выходы на публичные мероприятия были связаны с Vogue, были рабочей необходимостью, частью статусной работы. Это была модель, от которой я невероятно устала.