Zhanar will come up with clever text or Karina... Definitely not Darina

NEUE
SCHOOL
INTERVIEW
WE LOVE MARAT SHAYA
МАРАТ ШАЙЯ – ФОТОГРАФ, ДИЗАЙНЕР, РЕЖИССЕР, ПРОДЮСЕР. СПИСОК ЕГО АКТИВНОСТИ МОЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ДОЛГО. ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ МАРАТ РАБОТАЕТ
В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ
C HYPEBEAST, NIKE, MERCEDES-BENZ
И МНОГИМИ ДРУГИМИ ИЗВЕСТНЫМИ БРЕНДАМИ ЧЕРЕЗ СВОЮ КОМПАНИЮ NEUE SCHOOL. РЕДАКЦИЯ ÉTAGE ПОГОВОРИЛА
С МАРАТОМ О ЕГО ЛЮБИМОЙ РАБОТЕ
И ПЛАНАХ.


Марат Шайя
МАРАТ ШАЙЯ – ФОТОГРАФ, ДИЗАЙНЕР, РЕЖИССЕР, ПРОДЮСЕР. СПИСОК ЕГО АКТИВНОСТИ МОЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ДОЛГО. ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ МАРАТ РАБОТАЕТ В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ C HYPEBEAST, NIKE, MERCEDES-BENZ И МНОГИМИ ДРУГИМИ ИЗВЕСТНЫМИ БРЕНДАМИ ЧЕРЕЗ СВОЮ КОМПАНИЮ NEUE SCHOOL. РЕДАКЦИЯ ÉTAGE ПОГОВОРИЛА С МАРАТОМ О ЕГО ЛЮБИМОЙ РАБОТЕ И ПЛАНАХ.

Марат Шайя
— Как вы оказались в Калифорнии?

— В Лос-Анджелес мы с женой впервые приехали в 2008 году в разгар президентской кампании Барака Обамы, что, несомненно, стало одним из наших самых ярких первых впечатлений. В то время я поступил в UCLA, где изучал графический дизайн и Design Communications. Для меня это было совершенно новым направлением, поскольку в Алматы я учился на факультете бизнеса.

Мы решили улететь в Лос-Анджелес, потому что хотели попробовать себя, испытать свои возможности в новой сфере и индустрии. После окончания учебы мне представился случай поработать в течение года по своей специальности по программе Optional Practical Training (OPT).

— Как вы начали снимать? Расскажите про свой самый первый проект?

— Во время учебы я увлекся фотосъемкой, обработкой и редактированием фотографий, подборкой дизайна и шрифта, это стало моим любимым занятием. Вначале я снимал короткие видеоролики для компаний и проектов своих друзей, работавших в разных сферах: искусстве, пошиве одежды и аксессуаров, дизайне... Признаюсь, работал я бесплатно, на голом энтузиазме. Однако именно стремление оттачивать свое мастерство и готовность браться за любые проекты помогли мне завести нужные знакомства и контакты, познакомиться и поработать со многими интересными людьми и, конечно, обрести необходимые навыки.

Моим первым проектом стал короткометражный фильм для PR-агентства моих друзей о компании KILLSPENCER®, принадлежащей молодому и талантливому дизайнеру Спенсеру Никоузи из Лос-Анджелеса. Я снимал его студию, расположенную в Art district в Лос-Анджелесе, где он создавал кожаные сумки и аксессуары. Эта съемка стала одним из переломных моментов в моей работе, поскольку видео заинтересовало редакторов Hypebeast (крупнейшей интернет-платформы о культуре и уличной моде) и позже было размещено на их сайте. Так началось мое сотрудничество с Hypebeast и дружба со Спенсером.

— Какие возможности у вас появились, когда вы начали сотрудничать с Hypebeast?

— Благодаря работе с Hypebeast я получил безграничный доступ к интересующим меня людям. Например, Takashi Murakami, Chris Brown, Virgil Abloh и проектам Levi's, Mercedes-Benz Maybach, Wieden+Kennedy, Hood By Air, список продолжается. Стоит сказать, что если вы являетесь сотрудником Hypebeast, то люди с радостью готовы поделиться с вами историями, рассказать о своих компаниях, проектах и сняться в вашем видео. Благодаря постоянному и продуктивному сотрудничеству с Hypebeast я стал главным видеоконтент-провайдером в Северной Америке.

— Как вы думаете, что-то подобное Hypebeast может получиться в Казахстане? Достаточно ли для этого у наших ребят ресурсов?

— Думаю, подобный формат будет востребован на нашем рынке, поскольку в Казахстане сейчас активно развивается индустрия моды, больше проходит культурных событий, появляются новые интересные площадки и журналы, и аудитория в целом растет и развивается. Однако к созданию такого проекта, как Hypebeast, нельзя подходить с намерением получить огромную прибыль
в краткосрочной перспективе. В первые 4-5 лет Hypebeast никак не монетизировался, а держался на энтузиазме команды, которая была одержима идеей и отдавала все силы работе над этим проектом. Сейчас, спустя 8 лет Hypebeast является весьма прибыльным проектом, однако на это потребовалось немало времени и усилий. Поэтому, чтобы создать нечто подобное, нужно загореться, подойти к делу с большим энтузиазмом и всегда быть в курсе событий, происходящих
в культурной сфере и индустриях моды, кино, искусства. Hypebeast – не просто блог о красивых кроссовках и новой музыке Kanye West, это культурная площадка нашего поколения-миллениум, меняющая мировоззрение.

Кроме того, сотрудники должны обладать исключительными качествами, уметь выстраивать отношения с людьми, иметь собственный стиль и видение, а также всегда быть мобильными.
Все остальное приходит с опытом – я верю, что количество всегда переходит в качество.

— Между музыкальными видео-индустриальными съемками и модой чему вы отдаете предпочтение и почему?

— Честно говоря, у меня нет предпочтений. Моя работа интересна тем, что в любой момент я могу переключиться на что-то новое. К примеру, я могу работать фотографом, оператором, заниматься дизайном или выполнять роль режиссера. Кроме того, я по натуре человек, который находит источник вдохновения во всем, что меня окружает. Я любознательный.

— Вы упоминали, что вам нравится снимать процессы «за сценой». Почему?

— В моем понимании запечатлеть процесс того, как человек создает что-то новое из ничего, к примеру одежду, обувь, собирает мебель, и есть проявление высшей формы искусства. Снимать такие процессы весьма завораживающе. У американцев есть выражение «Fly on the wall», которое характеризует стиль в кинематографе, когда камера снимает без вмешательства съемочной команды. По сути, ты предоставляешь своему герою полную свободу действий, наблюдая и не регулируя. Именно такой стиль я часто использую при съемке процессов. От такого захватывает дух и хочется вечно наблюдать за профессионалами своего дела.

— Есть ли у вас кумиры среди фотографов? Кто?


— У меня нет определенного кумира, поскольку я легко нахожу вдохновение в разных вещах: в кино, фотографиях, музыке, искусстве. Сейчас, в период бума социальных сетей, блог-площадок, а также благодаря наличию огромного вижуал-контента в сети, наше поколение в день потребляет такой объем фотовидеоматериала, какого поколение наших бабушек не видело за всю свою жизнь. Мне кажется, digital медиа в целом положительно отразились на том, как мы видим этот мир и как мы его воспринимаем, поэтому мне сложно выделить работы какого-то одного человека. Меня одинаково вдохновляют такие легенды фотографии, как Марио Тестино, и инстаграм-фотографы, как @kat_in_nyc.

«ФИЛОСОФИЯ НАШЕЙ КОМАНДЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ
В ТОМ, ЧТО МЫ СОЗДАЕМ И СНИМАЕМ КОНТЕНТ
О СВОЕМ ПОКОЛЕНИИ
И ЕГО КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ И СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ, АКЦЕНТИРУЯ ВНИМАНИЕ НА ПРАВИЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ
И ПРИНЦИПАХ»
«ФИЛОСОФИЯ НАШЕЙ КОМАНДЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО МЫ СОЗДАЕМ И СНИМАЕМ КОНТЕНТ О СВОЕМ ПОКОЛЕНИИ И ЕГО КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ И СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ, АКЦЕНТИРУЯ ВНИМАНИЕ НА ПРАВИЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ
И ПРИНЦИПАХ»
— Расскажите о The Neue School – что это, зачем и почему?
— The Neue School – это прежде всего команда креативных и любознательных людей, ищущих новые интересные проекты и источники вдохновения. Философия нашей команды заключается в том, что мы создаем и снимаем контент о своем поколении и его культуре для своего поколения и своей культуры, акцентируя внимание на правильных ценностях и принципах. Мы хотим создать такую площадку на базе Neue School, которая соберет креативных людей, готовых воплощать свои самые неординарные и сумасшедшие идеи и проекты в жизнь.

Вначале мы позиционировали себя как креативное агентство, создающее фото- и видео-контент. И поскольку нам были интересны разные индустрии и сферы деятельности, мы не фокусировались на создании контента для определенного клиента, а брались за все проекты, которые нас вдохновляли. Это привело к тому, что за полтора года мы стали консультировать компании и превратились для многих в креативных партнеров.

Сейчас мы сотрудничаем с Nike, Levi's, Hypebeast, сняли короткометражный фильм, посвященный 40-летию знаменитого платья с запахом для Diane von Furstenberg, работаем с VSCO, Everlane. Недавно мы сняли музыкальный клип Big Sean на титульную песню «Dark Sky (Skyscrapers)» с его нового альбома «Dark Sky Paradise)», ведем игрока американского футбола команды Chicago Bears Мартеллуса Беннета в медиа, спродюсировали тур по США для британского рэпера Theophilus London, работаем над вижуалами для Asher Roth.
— Расскажите о недавнем проекте, которым вы особенно гордитесь.

— Несомненно, это сотрудничество с Nike. За полтора года работы мы смогли внести свой вклад в развитие их общей стратегии и придать некий человеческий, одушевленный облик компании с помощью инстаграм-канала @nikewomen, который за это время сумел достичь рекордных 1,8 млн подписчиков. Мы помогли компании стать ближе к потребителю и сделать их продукцию более доступной для восприятия. Сейчас инстаграм-канал Nike women конкурирует с самыми известными проектами Nike – @nikebasketball и @nikefootball.

— Наверное, есть какие-то вижуалы, которые сформировали вас как фотографа – кино или предметы искусства, фото. Расскажите о них?

— Японская культура, фантастика и футуризм оказали большое влияние на формирование моего стиля, видения и мировоззрения. Если говорить более детально, то могу отметить японский мультфильм «Акира» 1988 года, повествующий о событиях 2019 года, который сильно повлиял на мой стиль работы. Кроме того, меня очень вдохновляет музыка, я вырос, слушая рэп, но люблю и другие жанры музыки: рок, джаз, альтернативу. В моем плей-листе вы сможете найти песни Kendrick Lamar, Ariel Pink, Kanye West и «Шахерезаду» Римского-Корсакова.

Не могу не упомянуть влияние архитектуры в моих фотографиях, которое выражено
в наличии четких и симметричных силуэтов.

— Наверняка есть бренды, с которыми особенно хотелось бы сотрудничать?
Какие и почему?

— Мне бы очень хотелось поработать с Илоном Маском, поскольку меня вдохновляет его философия, видение и, конечно, его проекты: автомобили Tesla Motors, скоростная железнодорожная магистраль Hyperloop, ракетостроительная компания SpaceX. К слову, одним из первых dream-проектов у нас был Nike, и сейчас мы вовсю сотрудничаем с ними. Уверен, что не за горами день, когда мы будем сотрудничать с Маском. É

Interview: Étage Group
Date: May, 2015